Нужно ли раннее развитие?
ВОПРОС: Не рано ли начинать обучение, когда ребенку всего только 1-3 года? Ведь впереди вся жизнь!
ОТВЕТ: Это решать только вам. Но важно помнить, что ранний возраст - это уникальный период, которому подвластны многие чудеса.
Ранний возраст - как и любой другой - быстро проходит - и воспользоваться всеми его преимуществами потом будет невозможно. Сегодня уже не только японцы считают, что "после трех уже поздно" (знаменитая книга Масару Ибука так и называется). Многие психологи, педагоги и нейрофизиологи во всем мире утверждают, что самое золотое время для любого обучения, для закладки всей интеллектуальной базы на всю жизнь - это именно возраст до 7 лет, так как это период развития мозга, период формирования мозговых структур и межнейронных соединений, период становления личности и характера человека.
Уже к трем годам мозг человека созревает на 75%, а к 5-6 - на 90%. К 7 годам – процесс формирования мозга и межнейронных соединений практически закончен, в результате чего эффективность процессов восприятия снижается, по данным специалистов, в 80 (!) раз! Любое зерно, любая семечка содержит в себе колоссальный потенциал для жизни и все необходимые генетические закладки. Но если бросить эту семечку на бетонную плиту, то из нее так никогда и ничего не вырастет. Если кинуть эту семечку на землю, то худо-бедно, сквозь ветра и снега, она, может быть, прорастет как-нибудь, и даже, возможно, когда-нибудь превратится в дерево. А если еще повезет, и ее польет дождик и пригреет солнышко, то шансов получить дерево еще больше. Но если мы заботливо эту семечку посадим в подготовленную плодородную почву, да еще будем чистой водицей поливать, да сорняки выдирать, пока росток пробивается, то шансы получить раскидистое и плодовитое дерево становятся совсем явными. Не стоит уповать на природу и "ждать у моря погоды". Все базисные интеллектуальные навыки - и навык чтения в том числе - нужно формировать у детей до пяти лет.
Знаете, почему некоторые люди так пугаются словосочетания "раннее развитие"? Потому что не представляют себе, что учить можно без принуждения, без мучения, без трудностей, а легко и радостно. Не представляют, потому что их ТАК не учили.
Да, все мы выросли «умными и хорошими», но это не значит, что система образования, в которой мы росли - безупречна. Неприятие к теме раннего развития может вызываться либо у людей, которым очень не повезло с учителями и у которых процесс обучения ассоциируется с непосильной и нудной работой («изверги, отцепитесь от ребенка, не лишайте его детства!»), либо у людей сильно закомплексованных , рассуждения которых отдают ленью и дилетантством («придет время, сам всему научится», «в школе научат», «нам это еще рано» и т.п.). Когда на улице мы встречаем маму с ребенком и видим, как она долго рассказывает малышу о прилетевших птичках – о том, какого они размера, оперения, как называются, как каждая их них щебечет, какую еду каждая предпочитает – что это, по-вашему, если не обучение?
Почему-то многие считают, что запомнить и идентифицировать понятие «собака», а значит и всех собак разного размера, разного окраса, разной породы, масти и т.д.– это легче, чем идентифицировать графический объект-слово «мама» – который имеет вполне ясный и конкретный смысл?
Ребенок с легкостью воспринимает и запоминает до тысячи зрительных и слуховых объектов в день. Это трудно понять взрослым, для взрослых гораздо проще запомнить алгоритм, формулу и действовать в соответствии с правилом. Они считают, что ребенок тупее их, и раз они - «такие умные» - до этого не доходят, то ребенку это и подавно неподвластно. Давайте разберемся. Родителей угнетает то, что ребенок умеет в четыре года решать дифференциальные уравнения? А что в этом плохого? Или все-таки, мы беспокоимся о нервной системе ребенка? Но это же разные вещи, дорогие мои! Значит, вопрос и суть спора заключаются в том, что родители не верят или боятся поверить в то, что ОБУЧЕНИЕ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗОПАСНЫМ. А ведь может! И так должно быть.
От профессионализма педагога и компетентности родителей зависит, "поможет ли" та или иная методика овладеть ребенку какими-либо знаниями и умениями. Вот о чем и нужно спорить: о том КАК учить, а не о том, НАДО ЛИ.
Кандидат педагогических наук, музыкант,
педагог-психолог Алиса Самбурская